МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2» БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 404067, Волгоградская область, Быковский муниципальный район п.Зеленый, ул. Сиреневая 5, школа Тел. 8(84495)3-55-41 Е-mаil: zе1епу2-79@mail.ru «Рассмотрено» Заместитель по УР _________ Тарасова В.О. Протокол № 1 от 30.08. 2023 г. «Согласовано» Заместитель директора по УР _________ Миронова Н.В «Утверждено» Директор ________Назирова Е.А. Приказ № 264 от 30.08.2023 г. Программа внеурочной деятельности театрального кружка «Сказка» Миронова Н.В, учитель начальных классов 2022 - 2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества. В.А. Сухомлинский Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. В то же время театральное искусство (театрализация) - способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; - пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; - активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре. Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. Программа кружка «Театр «Сказка»» составлена на основе: - программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Предлагаемая программа имеет общий объём 135 часов (1 - 4 класс) Программа кружка рассчитана на детей 6-11 лет в объеме на 4 года 135 часов: 1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю) 2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) Продолжительность занятия – 40 минут. Цели и задачи Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству. Воспитать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помочь ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве. Основные задачи: 1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)). 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества. 3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. 4. Развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; 5. Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; 6. Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни; Программные задачи: 1. Прививать любовь к сценическому искусству. 2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства. 3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. 4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. 5. Учить действовать на сценической площадке естественно. 6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Основные направления работы с детьми Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство); - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, выступление. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Методологические принципы В основу программы кружка «Театр «Сказка»» вложены следующие принципы: Принцип развития индивидуальности каждого учащегося. Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. Принцип деятельностной основы занятий в кружке. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения. Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка. Результаты реализации программы Личностные результаты У учеников будут сформированы: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; - этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Предполагаемые умения и навыки детей - Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. - Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. - Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера. - Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены. - Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия. - Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. - Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. - Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. - Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах. - Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. - Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок. - Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. - Умеют строить диалог с партнером на заданную тему. - Умеют подбирать рифму к заданному слову. - Умеют составлять диалог между сказочными героями. - Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов. - Знают виды и особенности театрального искусства. - Знают театральную терминологию и культуру зрителя. - Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. - выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; - построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; - придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие; - найти оправдание любой позе; - развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом; - рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего; - рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; - двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; - построить этюд в паре с любым партнером; - объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; - поддержать диалог с партнером; - описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям; - описать собственные эмоции; - итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам; - удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12); - запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения; - знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений. Программное содержание Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Разделы программы: • « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет. • Сценические действия и театральные игры. • Основы театральной культуры. • «Мы – актёры» - постановка спектаклей Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений. Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей один раз в неделю по 35-40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Курс программы имеет объём 132 часа, включая теоретические и практические занятия. Каждый раздел программы (по годам) включает в себя 8 занятий и образно делиться на три творческих периода: 1. «Подготовительный» 2. «Репетиционный» 3. «Сценический» В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в детский сад на микрорайоне Биробиджан-2, творческие вечера. Содержание программы 1 час в неделю, 33-34 часа в год 1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(8 часов) • Слушание, чтение и рассказывание сказок. • Виды говорения: диалог и монолог. • Мимика и жесты. Сценки без слов. • Понятие «общение», говорить и слушать. • Речевой этикет в различных ситуациях. • Игры на дыхание и правильную артикуляцию. • Логика речи. Составление коротких рассказов. • Стихи. Подбор простейших рифм. • Сочинение небольших сказок и рассказов. • Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. • Игры со словами. • Интонация речи. Выражение основных чувств. Произведения для занятий: • Считалки • Скороговорки о долгоговорки • Русские народные басни • Русские народные игры • Докучные сказки • Сказки, присказки • Игры в загадки • Произведения С.Маршака • Русские народные песенки • Потешки, дразнилки, небылицы 2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов) 1. Групповые сюжетно-ролевые игры. 2. Элементы сценического действия. 3. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. 4. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. 5. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. 6. Построение диалога с напарником по заданной теме. 7. Как заучить роль своего героя. 8. Отработка дикции и чёткого произношения слов. 9. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. 10. Создание образов с помощью выразительных движений. 3 Раздел Основы театральной культуры.(8часов) 1. Что такое театр. Виды театров. 2. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. 3. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. 4. Посещение кукольного театра. 5. Театральные профессии. Игра актёров. 6. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. 7. Театральная афиша, театральная программка. 8. Посещение ТЮЗа. 9. Виды театрального искусства. 10. Спектакль – результат творческого труда многих людей. 4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (8 часов) • Прочтение произведения, определение сюжетной линии. • Работа над отдельными эпизодами. • Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. • Выбор и распределение ролей. • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. • Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. • Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. • Генеральные репетиции всей пьесы. • Показ спектакля зрителям. Спектакли для постановки: • Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза» • По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» • «Муха-цикотуха» • «Репка» • «Терем-теремок» • «Репка» на новый лад» • «Морозко» • «С Новым годом, теремок» • «Снежная королева» • «12 месяцев» • «Красная шапочка» • «Золушка» Тематическое планирование 1-4 классы - 34 часа № 1 Кол-во часов 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Тема занятия Великая сила Слова Содержание занятия Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки. Мимика и жесты. Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя Ритмопластика. мимику и жесты. Культура и техника речи Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. Основы Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа театральной над эпизодами спектакля «Колобок». культуры Великая сила Слова Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Мы актёры. Работа над Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», спектаклем «Козаработа над дикцией. дереза» 2 Мы актёры. Работа над Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. спектаклем «КозаПроигрывание всего спектакля. Умение пользоваться дереза» интонацией. 2 Мы актёры. Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. 1 Мы актеры. Работа над Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся спектаклем «Козаначальной школы на празднике Осени дереза» 1 Основы Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр театральной презентации про Кукольный театр Образцова. культуры. 1 Культура и техника речи Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. 1 Культура и техника Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание речи. мини-сценок. 1 Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. 1 Мы актёры. Работа над Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и спектаклем «Морозко» игры героев. 1 Мы актеры. Работа над Распределение ролей и первое прочтение спектакля по спектаклем «Морозко» ролям. 1 Мы актеры. Работа над Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и спектаклем «Морозко» мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. 2 Мы актеры. Работа над Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектаклем «Морозко» спектакля. 2 Мы актеры. Работа над Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и спектаклем «Морозко» музыкальным сопровождением. 1 Мы актёры. Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. 1 Театральная культура. Посещение Театра кукол. г. Курск. Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. 1 Культура и техника Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок речи. по заданным глаголам. 1 Культура и техника речи Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. 1 Основы театральной Из истории русского театра. Игра скоморохов. культуры 1 Мы актеры. Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей. 1 Мы актеры. Работа над Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. инсценировкой сказки «Под грибом» 1 Мы актеры. Работа над Создание декораций (изготовление большого гриба и инсценировкой сказки подбор костюмов). Репетиция всей сказки. подбор «Под грибом» музыкального оформления. 1 2 Мы актеры. Работа над Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, инсценировкой сказки костюмами и музыкой. «Под грибом» 29 1 Мы актёры. Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для учащихся начальной школы. 30 1 Основы театральной Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, культуры. балета и мюзикла. 31 1 Культура и техника Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. речи. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый» 32 1 Театральная игра Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. 33 1 Итоговое занятие В гостях у сказки. 28 Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса. № п/п Наименование объектов и средств материально-технического Количество обеспечения 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* Список литературы, рекомендуемой для детей 1. Сборник детских скороговорок. 2 Русские народные сказки. 2. Анатолий Гин «Сказки изобреталки от кота Потряскина».- М., 1 ВИТАПРЕСС, 2010 3. Джанни Родари: Большая книга сказок Изд. - Махаон, 2011 г. 1 Список литературы, рекомендуемой для педагога 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического 1 искусства «Школьный театр». 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы 1 Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты 1 Список литературы • 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического • искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm • 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы • Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. • 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc • • • • • • • • Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990. 4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощьюскороговорок.php 5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. • • • • • • • • • • • • Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.Москва, 1990 год Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год